THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Древняя Греция всегда поражала даже воображение соотечественников, не говоря уже об ученых-историках нашего времени. Их цивилизация, которая берет свое начало от простых рыбаков и скотоводов, вскоре стала одной из самых могущественных в Древнем Мире. Греков почитали как выдающихся (и чрезвычайно хитрых) политиков, прекрасных мореходов и воинов.

Немалых высот они достигли и в механике: некоторые их приборы по сложности не уступают механическим часам 19 века. Греки ведали об энергии пара, создали первые прообразы паровых машин в виде игрушек.

Однако все эти и многие другие достижения были бы невозможны без тщательно выверенного социального устройства государства, которое могло дать своим гражданам образование, защитить их от врагов. Так как основным «винтиком» древнегреческой цивилизации был полис, об этом явлении следует поговорить отдельно.

Что такое древнегреческий полис?

Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время. Кроме того, основная часть населения полиса была политически активной: любой свободный человек считал своим долгом участвовать в голосовании, в принятии важных государственных решений.

Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.

Как вообще возникли города-государства?

Полис уникален тем, что возник в переломный момент древней истории, при переходе от родового и общинного строя к первым «протогосударствам». В те далекие годы началось расслоение общества: предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».

Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.

Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.

Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли. Воинское сословие защищало населенные пункты от не слишком опасных угроз, в то время как во времена вражеских набегов на защиту стен полиса выходили всего его жители.

Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. Полис - уникальное и принципиально новое явление древнегреческой цивилизации, ее высшее достижение. Это типично греческая социально-политическая структура обеспечила создание рациональной экономики, функционирование сложных форм социальной жизни, республиканскую, в том числе и демократическую, формы управления, непревзойденные и совершенные достижения в культурной области.

Принято считать, что полис - это особый тип общины, а именно община граждан-земледельцев; причем, в отличие от общинных структур Древнего Востока, включавших в себя исключительно сельское население, греческий полис состоял как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей. Сами древние греки не сомневались в том, что полисы, в рамках которых они живут, являются определенным типом объединения, некой общинной структурой, созданной для «благой жизни» граждан, ее составляющих, структурой, способной к независимому существованию и процветанию.

Главными структурообразующими элементами греческого полиса, определявшими условия его становления и развития, были следующие. Прежде всего, это экономическая основа любого полиса - т.н. античная форма собственности, в которой органически сливались собственность государственная и собственность частная, причем частная была опосредована государственной. Отсюда обязательно вытекало то, что непременной и безусловной предпосылкой права собственности на землю в полисе была принадлежность к числу граждан этого общинного объединения. В классическом полисе только его гражданин мог быть собственником земли и, соответственно, каждый гражданин должен был владеть участком земли на полисной территории. Верховное право контроля и распоряжение землей, этого основного средства производства античного времени, принадлежало коллективу граждан, самой гражданской общине.

Античная форма собственности никогда не находилась в статике, она развивалась вместе с поступательным развитием экономики Греции в направлении к полной частной собственности. В зависимости от уровня развития античной формы собственности определялось и качественное состояние всех элементов полисной структуры: от зарождения полиса в архаическую эпоху, через эпоху его расцвета в классическое время, к кризису, обусловленному ее эволюцией к полной частной собственности, при которой, в сущности, уже невозможно было четкое функционирование античного полиса и его структурообразующих составляющих.

Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло их полноправных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором правы - и экономических, и политических, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.

Понятие гражданин включало в себя совокупность ряда его непременных прав и обязанностей по отношению к гражданскому коллективу полиса. Главным качеством гражданина был его статус свободного человека. Дело в том, что после отмены в Греции долгового рабства граждан они ни при каких условиях (кроме плена) не могли утратить своей свободы. В связи с этим в греческом мире постепенно складывается убеждение, что никакой эллин не может быть рабом. Позднее это положение найдет свое теоретическое обоснование в трудах Аристотеля, сформулировавшего тезис о том, что только варвары - это рабы, причем рабы «по природе».

Грек получал гражданский статус в силу своего рождения от родителей-граждан, хотя это правило во многих полисах было установлено только в последующий, классический период. Даровать гражданские права могло народное собрание полиса, но эта практика характерна уже для времени кризиса полиса. В олигархических государствах наличие статуса гражданина могло предполагать некоторые условия - имущественный ценз, наличие земельной собственности, способность иметь комплект тяжелого вооружения.

Одним из главных прав и непременной чертой гражданского статуса полита было его право на земельную собственность. Сельское хозяйство, труд на земле образовали экономическую основу полиса. Землевладение, а значит, земледельческий труд долгое время оставались одной из главных привилегий гражданина полиса. Именно земельная собственность, с которой человек был связан либо наличием собственного участка, либо через систему общественного землевладения, делала его членом гражданского коллектива. Поскольку крестьянское хозяйство самодостаточно и полис мог существовать без обращения к внешним связям, так как он с точки зрения земли как основного средства производства являлся совокупностью крестьянских замкнутых хозяйств.

Считалось, что экономическая независимость как отдельного гражданина, так и всего гражданского коллектива была необходимой предпосылкой свободы для полиса и политической и экономической свободы для граждан-сочленов, его составляющих. В связи с этим меньшим престижем, особенно в период становления основ полисной системы, пользовался труд ремесленников и торговцев, извлекающий доходы отнюдь не от землевладения. К этим видам деятельности допускалось население полисов, не обладавшее гражданскими правами.

Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства предусматривало стабильность и замкнутость коллективов землевладельцев, составлявших полисные организации. При этом численные рамки сочленов таких коллективов должны были жестко контролировать. Важно отметить, что полис как коллектив граждан-земледельцев и земледельцев всегда выступал в роли и верховного собственника земли, и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он мог вмешиваться в отношения собственности своих сограждан. Таким образом, государство в Греции рождалось и существовало как аппарат принуждения не над совокупностью общин его подданных (как это было на Древнем Востоке), а как бы вырастало из отдельной общины ее граждан-сочленов, выполняя свои регулирующие и властные функции в интересах, как отдельных членов гражданской общины, так и всего коллектива граждан, ее составлявших.

Следующая характерная черта полисной организации древних греков - это отношение граждан к военной организации полиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсутствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к окружению по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие полисы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внешней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.

В архаическое время в связи с развитием экономике греческих полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь основной фигурой полисного войска становится гоплит - представитель среднего класса крестьянства, воин, имевший комплект оборонительного (панцирь, шлем, поножи и щит) и наступательного (копье и небольшой меч) вооружения. Роль аристократической конницы сходит на нет. Благодаря тому, что появляется возможность вооружить значительный по числу отряд ополченцев, рождается новый тип боевого построения войска - т.н. греческая фаланга.

В отличие от системы боевых единоборств аристократов, ранее определявших исход сражений, фаланга, состоящая из нескольких сотен, иногда и тысяч воинов, являлась неким единым целым, сметавшим, как мощный таран, боевые порядки противника. Именно в монолитности построения, в одновременности действий гоплитов, составлявших фалангу, заключались ее сила, наступательные и оборонительные возможности. От фалангиста вовсе не требовались индивидуальная отвага, личная храбрость или какие-либо профессиональные навыки бойца. Его главная обязанность в бою - это мужество и дисциплина, полное доверие гоплитов друг другу. В этом боевом построении успех определялся умением не только не только не испугаться врага, но и поддержать своим самообладанием и смелостью соседа. Поэтому важным качеством, которому учила фаланга, была не только уверенность гражданина полиса в себе, но и полное доверие к своим согражданам-воинам.

Особые формы самоуправления в гражданском коллективе - это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, - важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав. Другие органы политического управления - совет, суд, разветвленная сеть полисных должностей, осуществлявших исполнительную власть, - также были в руках гражданского коллектива.

В полисном обществе складывались особая система отношений между властью и отдельным гражданином. Здесь источником правовых норм становится закон, выработанный гражданами на народном собрании, являвшемся высшим законодательным органом. Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было его неотъемлемым правом. Политическая безучастность считалась недостойной статуса гражданина.

Никто, кроме граждан полиса, не имел права владеть землей на его территории, а также права распоряжения (через решения всего коллектива граждан) общественными землями, принадлежавшими всему коллективу граждан-политиков. Никто, кроме граждан полиса, не имел права участия в его военной и политической организации. Поэтому в классическом греческом полисе имело место характерное триединство облика члена его гражданского коллектива: одновременно он являлся и гражданином, непременным участником политической жизни своей гражданской общины, и собственником, и воином.

Еще одно важное обстоятельство, гражданский коллектив полиса являлся совокупностью свободных, политически равноправных, экономически независимых граждан-земледельцев.

Полис являлся совокупностью города и окружавшей его сельской территории (хоры). Экономическое единство граждан (либо неграждан, как это было в Спарте), занимающихся сельским хозяйством и ремеслом, было необходимо для осуществления принципа полисной автаркии. Городской центр становиться местом сосредоточения ремесленного производства, причем в идеале мелкого производства, рассчитанного на непосредственный товарообмен с земледельцами, на удовлетворение нужд сельского населения.

Типичный греческий полис был очень небольшим по своей территории, занимая площадь, как правило, от 100 до 200 кв.км. в таком полисе проживало от 5 до 10 тыс. человек, из которых лишь меньшая часть. Примерно 1-2 тыс. человек, имели права гражданства. Такую территорию можно было пересечь, используя тогдашние примитивные виды транспорта, за несколько часов. Однако в Греции были и более крупные полисы, например Спарта, имевшая территорию 2500 кв.км.

Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имевщим свое гражданство, свои законы, органы власти и управления, а также все внешние обязательства архитектурные атрибуты такого рода гражданской общины - храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседания народного собрания, палестры, стадионы, общественные водозаборные сооружения и т.п.

Греческая цивилизация по сути своей была цивилизацией городского типа. поэтому город являлся составляющей любого греческого полиса (может быть за исключением Спарты, являвшейся объединением пяти сельских поселков). Город был, прежде всего, и укрепленным пунктом, под защиту стен которого могло укрыться все население полиса, (включая и жителей сельской округи), и центром ремесленного производства и торговли, культуры, религиозной и политической жизни.

Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплоченный, весьма замкнутый коллектив, строго хранившийся и контролировавший все права и привилегии своих сочленов.

Всемирная история. Том 3 Век железа Бадак Александр Николаевич

Греческий полис

Греческий полис

Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Этот вид деятельности граждан являлся базой экономики полиса. И поскольку именно полис является основной формой политической и социальной организации античного общества, следует подробно рассмотреть это многостороннее явление. Причем использовать материал развития полиса классического типа (архаической Греции). Поздние греческие авторы (Фукидид, Геродот) определили полис как коллектив, точнее, организованную общность людей. Полисный коллектив как коллектив граждан обеспечивал все материальные условия своего существования. Это означало сосуществование таких структур как совокупность домохозяйств, земли и имущества, обеспечивающих достаточное материальное процветание.

В основе полиса материальные отношения собственности, которые проявлялись в двуединой форме - государственной и частной. Античные авторы как современники данного исторического феномена отмечали, что предпочтительно сочетание системы собственности общей и собственности частной, если они освящены обычаями и урегулированы законами государства.

В общественном владении находятся определенные категории земель; а вот право на земельный участок в пределах полисной территории имеют только граждане. Этот «принцип исключительности» в отношении собственности на землю только для граждан полиса является фундаментальным принципом античной гражданской общины. Этим объясняется повсеместная публичность всех сделок, связанных с землей: утверждения земельного максимума, надзора за наследованием. В спорных случаях полис становился наследником земельных налогов. Таким образом, полис как коллектив граждан являлся и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Отсюда так нередки случаи общественного недовольства, когда среди граждан раздавались требования перераспределения земли.

Подобное отношение к владению землей привело к складыванию полисной политической системы, когда политическими правами наделялись только собственники земли. Яркими примерами такого обусловленного гражданского статуса являлись Спарта, Гераклея Понтийская и ряд других полисов Греции. Такой «ойкосный принцип», когда глава домохозяйства (ойкоса) имеет право на участие в политической жизни (чего не имели даже его взрослые сыновья) не мог не препятствовать общественной жизни. Политическими правами пользовались и те, кто по каким-то причинам утратил земельный надел. Но в обществе владение землей было доминирующей тенденцией, так как это являло собой требование социального престижа. В афинской практике, например, оратору и стратегу нельзя было пользоваться доверием народа не будучи землевладельцем.

Описанные требования к политической жизни реального древнегреческого полиса привели к тому, что все граждане являлись равными соучастниками политической жизни.

Таким образом, полис был с одной стороны суммой ойкосов (домохозяйств), с другой - обладал сложной организацией в основе которой лежит такая единица, как ойкос.

В результате новых экономических процессов происходил переход от варварства к цивилизации. Архаическая эпоха укрепила позиции города-полиса. Произошло отделение полиса как экономически, так и политически от деревни и подчинение ее. Развитие товарно-денежных отношений формировало политическую картину развития Греции VIII–VI вв.

Греческий полис вырос из укрепленных поселков гомеровского времени - полисов, восприняв название. Полис архаического типа представлял собой центр карликового государства, объединяя близлежащие комы (деревни), располагавшиеся вокруг полиса. Подобное укрупнение и политическое усиление полиса, как отмечают древние историки, было связано также с естественным приростом населения. Практиковалось объединение общин т. н. синойкизм (совместное поселение) для противостояния враждебным силам.

В большинстве случаев на незначительной территории жило до тысячи человек. Наиболее заметные города этого периода Милет и Коринф.

Археологическая Смина поразила исследователей правильной планировкой, развитой бытовой культурой, грамотной ландшафтной привязкой к побережью полуострова, на котором полис располагался.

Аристотель различал несколько типов устройства полиса. Он включал сюда соответственно монархию, аристократию, олигархию, демократию и политию. Античный автор владел достаточным историческим и фактическим современным ему материалом, однако затруднялся придать строгие рамки своей структуризации, поскольку понимал отсутствие резких различий в социальном статусе отдельных групп населения раннегреческого полиса. Полис воспринимался Аристотелем на основе объединяющего начала - принадлежности человека к своему коллективу, местным святым местам и богам, земле, близким. Идея полиса мыслилась как противостояние отдельного народа тяготам внешнего мира, стихийным бедствиям и нашествиям врагов. Происходила интеграция коллектива перед возможными непредвиденными опасностями вплоть до столкновений с враждебно настроенными племенами за границами собственного полиса.

Как признак полиса, у многих античных авторов указывается на автократию демоса: в каждом конкретном случае демос, гражданство полиса способен противопоставить себя индивиду. Такое, например, случилось при выведении колонии на Фасос и было отражено в поэзии Архилоха во 2-й четверти - середине VII в. до н. э.

Тип полиса определяется соответственно основному механизму решения общеполисных проблем. Примером раннедемократического полиса можно считать общественное устройство Хиоса. Гражданскими правами наделено все свободное население. Причем из сохранившейся ретры VI в. до н. э. видно, что граждане ограждались от злоупотреблений властей (магистратов) путем возможности апеллировать прямо к народному Совету. Будучи уличенными во взятках, магистраты, демархи и басилеи платили штраф, причем сумма штрафа бывала весьма ощутимой. Всю свою внутреннюю жизнь демократический полис регулировал посредством законов, принимаемых с согласия и при участии своего свободного населения.

Этот пример попал в исторические анналы благодаря тому, что в Хиосе большая часть жителей не только стояла на высокой ступени благосостояния, но и смогла обойтись в своих взаимоотношениях без столкновений на классовой основе. Живя в крупном торговом центре своего времени, хиосцы были членами купеческой фактории в египетском Навкратисе. Хиосские амфоры присутствуют в слоях VII–VI вв. в широком разбросе археологических памятников.

Во Фракии появилась колония Маронея с аналогичной системой управления, ставшая вскоре известным винодельческим центром. В середине VI в. хиосцы освоились на материке (Атарнея), напротив о. Лесбос, приумножив таким образом свой земельный фонд.

Олигархический полис предполагает особую систему земледелия, которая находит отражение в соответствующих законах. В этом смысле интересно локридское законодательство последней четверти VI в. до н. э., по которому проводился передел земельных угодий. Судя по контексту документа, в общину были приняты новые поселенцы-эпоики. Получая надел (возможно было и получение нескольких наделов), гражданин пользовался также и общественным фондом, из которого мог черпать средства на обустройство. Наследственные права не землю фиксировались законом, так же, как и размер взимаемого на общественные нужды налога.

Стимулируя частную инициативу и, возможно, более высокое качество обработки земли, полис закреплял вновь приобретенные земли за своими гражданами. Закон объявлялся освященным Апполоном Пифийским, что придавало правам на землю божественную незыблемость. Полисная жизнь разнообразилась вступлением во владение новых эпойков и переделом участков, однако на практике новоприбывшие (как сказано в документе - «боеспособные защитники») ставились в неравные условия по сравнению с коренными жителями: получали неудобную или каменистую землю.

Однако в любом случае земельная собственность давала право голоса в городском собрании. Кроме того, существовал еще и Совет (101 человек), куда избирались наиболее достойные граждане полиса. Однако постепенно, по мере ослабления старых демократических связей и концентрации имущества в руках отдельных людей, демократическая форма правления полиса приобретала все более и более явственные олигархические черты.

Олигархия начала выделяться из общего числа свободных граждан полиса благодаря двум основным признакам - владению большим количеством земли и вооружений. Были чисто земледельческие олигархии, в других случаях олигархию составляли также некоторые члены общины согласно праву рождения, потомки завоевателей и т. д.

Однако, являясь по крайней мере потенциальным владельцем земельного надела, каждый гражданин полиса являлся также и воином. В истории архаичной Греции зафиксированы в достаточной степени и всаднические олигархии, где воинская доблесть почиталась выше и давала больше возможностей для управления своими согражданами, нежели чисто имущественное положение. Ряд полисов признавал гражданами только тех, кто имел возможность выступить на войну в полном гоплитском вооружении. По свидетельству сохранившихся источников, возможность или невозможность приобретения гражданином полиса всего набора вооружения гоплита - паноплии - и, таким образом, участие или неучастие его в сражении в качестве полноценного тяжеловооруженного воина определяла участие его в тех или иных гражданских структурах. Поскольку оружие в те времена вообще стоило недешево, то в конечном счете общественный вес того или иного человека определялся опять-таки его личным благосостоянием, причем положение это, как можно убедиться, ни в коей мере не изменилось на протяжении всей мировой истории.

Военная сторона полисной олигархии, служба в фаланге была исполнением основной гражданской обязанности. Фаланга мыслилась как продолжение полиса, а война - как естественное занятие свободных людей. При этом однотипные, подчиненные единой дисциплине действия равных друг другу воинов символически подчеркивали равенство этих людей и во всех прочих, не связанных с боевыми действиями делах.

Многие детали полисной жизни неясны до сих пор и это оставляет простор для свободных трактовок и разнообразных гипотез, а также лишний раз подчеркивает сложный характер древнегреческих общественных отношений.

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Полис и поле Человек не может существовать как Человек вне пространства Культуры, но он должен освободиться от господства, то есть от данной организации Культуры. Это значит, что он должен освободить от господства само поле глобальной культуры, к которому подключен. Эта

Из книги Происхождение семьи, частной собственности и государства автора Энгельс Фридрих

IV. ГРЕЧЕСКИЙ РОД Греки, подобно пеласгам и другим соплеменным народам, уже в доисторическое время были организованы сообразно тому же органическому ряду, что и американцы: род, фратрия, племя, союз племен. Фратрии могло не быть, как у дорийцев, союз племен мог образоваться

автора Андреев Юрий Викторович

3. Родовые институты и гомеровский полис Среди других важнейших достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграций было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным. До

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава IX. Греческий полис как социально-политический организм Архаический период VIII–VI вв. до н. э. был временем формирования социально - расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 8 Пелопоннес в греческой истории. Спартанский полис ОБЛАСТИ ПЕЛОПОННЕСА И ИХ НАСЕЛЕНИЕ В ЭПОХУ АРХАИКИ Во ІІ тысячелетии до н. э. на полуострове Пелопоннес находились самые крупные центры микенской цивилизации. Затем, однако, именно этот регион Балканской Греции

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 9 Афинский полис

Из книги Яды – вчера и сегодня автора Гадаскина Ида Даниловна

Греческий огонь Зародыши химического оружия появились в далекие времена. Первые попытки в этом направлении были сделаны в Греции во время Пелопоннесской войны между Афинским морским союзом и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой (431...404 гг. до н.э.). Спартанцы жгли

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Монархия и полис В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели «мировая

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.Древнегреческая община-полис включала в себя не

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Полис и демократия Само слово демократия (demokrateia - правление демоса) было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократией стал обозначать определенный тип государственного устройства толькоАристотель вIV в. до н. э. и делал

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

2. Что представляла собой греческая община полис? Разрушение ахейских государств и дорийское переселение привели к тому, что процессы классообразования во многих греческих областях должны были начаться заново. В XI в. греки жили небольшими изолированными общинами или

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

4.2. Античный полис как уникальное явление Античная цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира - самостоятельного города-государства. Эта исходная общественная форма обозначалась в греческом языке словом «полис» (переводится как «город»), а в

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Греческий язык Мир мало отдает себе отчет в важности греческого влияния на формирование судьбы христианства. Это не столько влияние самого греческого языка, которое было огромно, сколько неподчинение ранних греко-христиан требованиям иудео-христиан, чтобы они

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

Греческий вопрос В марте 1821 года возникла непосредственная угроза российским интересам, когда Александр Ипсиланти, грек, служивший в российской армии, поднял восстание против турок в княжествах Молдавии и Валахии. До этого царь балансировал между раздражением,

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Греческий шпион Через четыре месяца после предательства Бохана в сентябре 1985 года в Афинах был арестован заместитель директора греческого филиала фирмы «Стандарт электрик» 49-летний инженер-механик Михалис Мегалоконому. Газеты тогда писали, что именно показания Бохана

Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5в. до н.э.) приходится на начало 4в. до н.э.

Законодательство Дракона

Оно представляло собой сборник законов. До нас дошли лишь их наименования. Законы были чрезвычайно жестоки, возможно поэтому в современном лексиконе появилось устойчивое выражение «Драконово законодательство». Дракон своим законодательством:

Дал гражданские и политические права всем способным носить оружие;

Ввел 9 архонтов (архонт Эпоним);

Ввел совет 401 (он избирался жребием из числа граждан Афин);

Сохранил патриархат;

Узаконил рабство (долговое);

Узаконил право кровной мести;

Ввел коллегию эфетов;

Узаконил высокий имущественный ценз.

Законодательство Солона, реформы Клисфена

Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц, который представлял собой разбогатевшие торговые и промышленные круги общества. Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии.

Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.

Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и членов ареопага могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.

Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.

Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10(было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов(ремесленников).

Реформа Клисфена

Клисфен возглавил движение знати против тирании пизистратидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гипия и положить конец тирании, власть была передана Клисфену.

В 509 г. до н.э. Клисфен проводит реформы по ликвидации остатков родового строя. Он ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на 4 филы. Клисфен разделил население на 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 тритии. Каждая фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц: в филу входила 1 трития от территории города Афин, 1 трития от приморской территории и 1 трития от внутренней части страны, т.о. в каждой филе 2/3 городское или тяготевшее к городу, население, а 1/3-сельское. Тритии делились на демы, в каждом деме был выборный староста - демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.

Совет 400 упразднен, вместо него создан совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.

Государственное устройство древних Афин

Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть docimasia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.

Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).

Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Ученые до сих пор спорят как сидели граждане, участвующие в эклессии - хаотично или нет? Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).

Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.

Компетенция эклессии:

1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)

2.заслушивала отсчет чиновников

3.рассматривала внешнеполитические дела

4.подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.

5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.

6.эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов

Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.

После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.

πόλις , πολιτεία, лат. civitas) - форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии».

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору - прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане - члены общины , - каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права . Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан : метэки , периеки , вольноотпущенники , рабы .

Государственный строй в полисах был различен: олигархия , демократия , монархия (монархия была типична для полисов в период архаики) и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических - совету знати, в олигархических - цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (экклесия, синод, консилии, комиции), совета (народные советы - синедрион, буле, трибунат, дефензорат, аристократические советы - герусия, сенат) и магистратов (стратеги, полемархи, консулы, преторы, аристократические магистраты - басилевсы, архонты, рексы, принцепсы, народные уполномоченные - эдилы, агораномы), правосудие осуществляли выборные суды (дикастерии, квестионы), вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан. Решения народа, совета и судов, приказы магистратов и армейских командиров носили обязательный характер, при этом сами граждане обладали личной, экономической и политической свободой. В некоторых полисах за отправление должностей членов советов, судей, магистратов и армейских командиров полагалось жалование, жалование также полагалось и за службу в армии.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства ». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис - не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Библиография

  • Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). - Л.: Издательство Ленинградского ун-та. 1976.
  • Берент М. Безгосударственный полис: раннее государство и древнегреческое общество // Режим доступа: http://abuss.narod.ru/Biblio/AlterCiv/alterciv.htm . - [Без даты] 2000.
  • Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. - М.: Наука, 1979.
  • Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Полис (античность)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Полис. Полис (др. греч. πόλις) городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира … Википедия

    АНТИЧНОСТЬ - педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (фр. antiquité, англ. antiquity, нем. Antike) термин, перешедший в рус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas древность, старина. В общем смысле вполне равнозначен русскому древность. Чаще имеет, однако, особое… … Советская историческая энциклопедия

    Термин, восходящий к лат. antiquitas древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм)… … Большая советская энциклопедия

    Античность - педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

    Античный полис - это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама