THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В декабре правительство потратило все средства Резервного фонда. Более 1 трлн руб. было направлено на покрытие дефицита бюджета. В 2018 году дефицит будет финансироваться за счет средств ФНБ

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

В декабре Минфин полностью потратил средства Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета, говорится в сообщении на сайте ведомства. Остатки Резервного фонда — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — были реализованы в Центробанке за 1 трлн руб. и зачислены на единый счет федерального бюджета. В результате на счетах Резервного фонда «сформировались нулевые остатки» и 1 февраля 2018 года, как и было задумано в прошлом году, он прекратит свое существование, отмечается в сообщении Минфина.

Резервный фонд обнулился еще 22 декабря, когда на финансирование бюджетного дефицита были потрачены последние 54 млрд руб., показывает статистика казначейства. В январе—ноябре 2017 года Резервный фонд оставался нетронутым. Дефицит бюджета в 2017 году, по оценкам Минфина, составил около 1,6% ВВП (1,5 трлн руб.).

Минфин неоднократно предупреждал об исчерпании Резервного фонда к концу 2017 года. Еще в начале 2016 года , что при сохранении темпов использования средств фонда он будет исчерпан к 2017 году. После этого дефицит бюджета придется покрывать за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ), .

В 2017 году правительству удалось значительно сократить траты суверенных резервов — чистая их трата составила около 790 млрд руб. вместо запланированных 1,7 трлн, Силуанов журналистам 10 января. «Это было сделано благодаря работе бюджетного правила, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в $40 за баррель в резервы правительства», — сказал он.

Своего максимума в рублевом выражении Резервный фонд достигал в начале 2015 года — 5,86 трлн руб., а максимума в отношении к размеру экономики — в начале 2009 года: 12,5% ВВП. За 2016 год объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза — с 3,64 трлн руб. до менее 1 трлн.

Теперь у России остался один суверенный фонд, но он вновь начнет пополняться в этом году. В 2017 году Минфин уже получил дополнительные нефтегазовые доходы на сумму, ориентировочно, 829 млрд руб. — на них покупалась иностранная валюта, которая до 1 октября 2018 года будет перечислена в ФНБ. В рамках постоянного бюджетного правила весь объем нефтегазовых сверхдоходов будет направляться в ФНБ.

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда. Первый являлся источником финансирования бюджетного дефицита в случае резкого падения доходов казны. Второй же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. Например, в 2008-2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате фонд сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии.

Ликвидные остатки

На 1 января 2018 года объем ФНБ в рублевом эквиваленте составляет 3,75 трлн руб. Но, как следует из расчетов РБК, основанных на данных Казначейства, лишь 59% этого объема (2,2 трлн руб.) — свободные ресурсы, которые могут быть в любое время взяты со счетов в ЦБ и использованы для финансирования бюджетного дефицита или дефицита Пенсионного фонда.

Остальное вложено в финансовые активы — депозиты во Внешэкономбанке (222,5 млрд руб. плюс $6,25 млрд), привилегированные акции ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (279 млрд руб.), ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (113 млрд руб. и $4,1 млрд, которые размещены в привилегированных акциях РЖД и Атомной энергостроительной корпорации, облигациях «Ямал СПГ», «Запсибнефтехима» и т.д.), депозиты в ВТБ и Газпромбанке для финансирования инфраструктурных проектов (164 млрд руб.). Еще $3 млрд из ФНБ были инвестированы в конце 2013 года в покупку еврооблигаций Украины, по которым она отказалась платить после смены власти в стране.

Ликвидные средства ФНБ, хранящиеся на валютных счетах в Центробанке, могут размещаться в высоконадежных облигациях иностранных государств, например .

В течение 2018 года Минфин валюту для ФНБ примерно на 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов при ценах на нефть $54-55 за баррель, оценивал Силуанов (эти суммы, соответственно, будут переведены в ФНБ уже в 2019 году). При $60 объем закупок валюты составит 2,8 трлн руб.

В новом году средства ФНБ станут основным наряду с заимствованиями источником покрытия дефицита федерального бюджета — из ФНБ планируется использовать 586 млрд руб. Но в последующие два года, когда ФНБ уже почти не будет тратиться, а только пополняться, главным источником покрытия дефицита станут заимствования. Дефицит бюджета при этом установится в пределах 1% ВВП.

1. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

2. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

3. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

4. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

5. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

6. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

7. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации прилагается к годовому отчету об исполнении федерального бюджета, отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций прилагается к годовому отчету об исполнении соответствующего бюджета.

Комментарии к ст. 81 БК РФ


Под резервным фондом бюджета следует понимать совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия государственных (муниципальных) нужд, носящих случайный характер. При составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут соответствующие потребности или нет, с другой стороны, допускается возможность их наступления. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервные фонды, за исключением соответствующих фондов законодательных (представительных) органов и их депутатов, могут предусматриваться расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (кроме внебюджетных фондов). Запрет на создание законодательными (представительными) органами своих резервных фондов был закреплен также в п. 2 ст. 153 Кодекса.

Пункт 3 ст. 81 БК РФ устанавливает максимальный размер резервных фондов в федеральном бюджете, который не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размеры же резервных фондов в бюджетах субъектов РФ и в местных бюджетах устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления при утверждении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Порядок расходования средств резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, устанавливается постановлениями Правительства РФ, резервных фондов, предусмотренных бюджетами субъектов РФ, - нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, а резервных фондов, предусмотренных расходной частью местного бюджета, - нормативными актами органов местного самоуправления. Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально и ежегодно информируют орган законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Создание и использование резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено в п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794. Приложением 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год" установлено образование резервных фондов в рамках федерального бюджета в размере 4 800 000 рублей.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине «Бюджетное право»

на тему: «Резервные фонды».

Выполнила: студентка

Факультета бизнеса и экономики

группы ФН-52

Феоктистова М.В.

Астрахань 2010

Введение………………………………………………………………………...3

1. Резервный фонд РФ……………………….………………..…..……….......5

2. Резервный фонд Президента РФ………………………………….………..9

3. Резервный фонд Правительства РФ………………………... ………........13

4.Резервный фонд субъекта РФ………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………......17

Список литературы…………………………………………………………….18

Приложение 1…………………………………………………………………...20

ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.

Характерной чертой социальной политики 90-х годов была ее экономическая несостоятельность. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем, происходило использование накопленных за предшествующие десятилетия запасов социального капитала. Сейчас ситуация существенно изменилась. За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас. В прошлом страна располагала большей территорией, населением, природными ресурсами, более высоким уровнем производства, но вот именно денежный капитал такого масштаба сформировался впервые.

Рост финансовых резервов, связанный с высокими мировыми ценами на топливо, происходит на фоне сохраняющихся сложных экономических и социальных проблем страны. Поэтому в настоящее время очень актуальны вопросы управления финансовыми резервами государства и создание резервных фондов.

Целью данной работы является анализ функционирования резервных фондов в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть сущность, функции резервного фонда РФ, резервных фондов Президента и Правительства.

Определить источники формирования финансовых резервов;

Изучить порядок формирования резервов и их использования;

Рассмотреть расходования средств резервного фонда Президента и резервного фонда Правительства.

Объект работы – резервные фонды РФ.

Предмет работы – функционирование, формирование и использование денежных средств резервных фондов.

Методы примененные в настоящей работе – изучение научно-методической литературы и законодательной базы, сбор и обобщение материалов периодической печати по теме резервные фонды.

Практической основой данной работы является официальная информация Министерства финансов РФ и Федеральная служба государственной статистики РФ. В качестве теоретических источников использовались работы отечественных авторов Александрова И.М., Поляка Г.Б., А.М. Бабича и Л.Н. Павлова,

Контрольная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

В данной работе использовались нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, периодические издания и интернет-сайты.

1.Резервный фонд РФ.

Резервный фонд Российской Федерации1 февраля2008 года, после разделенияСтабилизационного фонда на резервный фонд иФонд национального благосостояния России.

В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. 1

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 2

Резервный фонд формируется за счет:

    нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта. 3

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. 4

законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральныйзакон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств указанного фонда и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовыхактивов, номинированных в иностранной валюте: 5

    долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

    долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

    депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

    депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце. Также по решению правительства РФ, информация о доходах и расходах Резервного фонда будет засекречена до 1 февраля 2012 года.

Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Владимиром Путиным 21 апреля. Согласно ему в ближайшие два года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сведения об объемах поступивших на их счета средств, о том, где они размещены и как используются. Кроме того, вплоть до 1 января 2013 года Минфин перестанет размещать на своем сайте и информацию о размерах и направлениях расходования нефтегазовых доходов бюджета. 6

Проанализировав объем денежных средств резервного фонда в динамике (приложения 1). Можно проследить тенденцию к снижению объемов поступления денежных средств. Это происходило в связи с понижением цен на топливно-энергетические ресурсы, в частности на нефть и газ.

2. Резервный фонд президента РФ.

Резервный фонд Президента РФ представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов в случаях и в порядке, предусмотренных указами Президента РФ. Например, в соответствии сраспоряжением Президента РФ от 17 мая 2006 г. N 217-рп во II квартале 2006 г. из резервного фонда Президента РФ выделены 2,29 млн руб. администрации Сахалинской области на приобретение трех машин скорой помощи, оснащенных дополнительным медицинским оборудованием, для оказания экстренной медицинской помощи населению на территории Курильских островов. 7

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента РФ о расходовании средств резервного фонда осуществляется органами Федерального казначейства. Расходование средств резервного фонда Президента РФ не допускается:

    на проведение выборов, референдумов;

    освещение деятельности Президента РФ.

ст.276 Кодекса БК РФ отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ представляется в Государственную Думу одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета. Вп.1 ст.213 Кодекса БК РФ предусмотрено, что при сокращении (росте) расходов федерального бюджета более чем на 10% в Государственную Думу одновременно с внесением проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете представляется отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ. 8

Администрация президента России отчиталась о расходовании средств резервного фонда президента в 2006 году, размер которого составил 500 млн. рублей.

Большая часть (90%) годового объема резервного фонда Президента

Российской Федерации в 2006 году направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. Поддержку из президентского фонда получили 491 детское учреждение, в том числе 10 учреждений для детей-инвалидов. 195 млн рублей направлено на приобретение медицинского оборудования для оснащения реанимационной педиатрической службы. 9

Резервный фонд президента в 2008 году утверждён в размере 700 млн. рублей. По итогам года использовано 699,86 млн. рублей. Большая часть (83%) годового объёма резервного фонда была направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. В течение года поддержку из президентского фонда получили 408 детских учреждений, в том числе 371 учреждение для детей-инвалидов. Приоритетом расходования средств фонда было оказание помощи в целях социальной поддержки детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (61% фонда).

Средства в объёме 200 млн. рублей на закупку специального оборудования получили 253 образовательных учреждения для детей-инвалидов. Также 80,01 млн. рублей выделено для 106 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на оснащение их интернет-классами и автотранспортом. Кроме того, 25,98 млн. рублей выделено на проведение ремонтно-реставрационных работ в целях сохранения памятников истории и культуры.

Резервный фонд президента в 2009 году утверждён в размере 500 млн. рублей. По итогам за год использовано 500 миллионов рублей.

Большая часть /86 процентов/ годового объема резервного фонда президента Российской Федерации в 2009 году направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. В течение года поддержку из президентского фонда получили 395 детских учреждений, в том числе 8 учреждений для детей-инвалидов.

Значительная часть средств фонда в объеме 200 миллионов рублей направлена муниципальным детским больницам. Средства на проведение ремонтных работ и приобретение медицинского оборудования выделены 47 таким учреждениям. 10

Кроме того, 40,6 миллионов рублей выделено в целях поддержки одаренных детей. На эти средства будут закуплены музыкальные инструменты для 298 детских музыкальных школ и школ искусств, расположенных в сельской местности и малых городах.

В 2010 году Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении средств из резервного фонда Президента, в котором говориться: 11

    9,17 млн. рублей выделить правительству Архангельской области для Соловецкой средней общеобразовательной на капитальный ремонт зданий школы и детского сада, а также на приобретение мебели, оборудования и технических средств обучения;

    9 млн. рублей правительству Еврейской автономной области для станции переливания крови (Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д.7) на реконструкцию здания.

Также Минздравсоцразвития РФ выделяется 24,69 млн рублей для учреждений здравоохранения и социального обслуживания на капитальный ремонт зданий и приобретение медицинской техники в ряде регионов страны.

3.Резервный фонд правительства РФ.

Резервный фонд Правительства Российской Федерации создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. 12

Размер резервного фонда Правительства Российской Федерации определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование: 13

    государственной поддержки общественных организаций и объединений;

    проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

    изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

    проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;

    выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;

    издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;

    проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации;

    других мероприятий, проводимых по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Решения Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.

Проекты решений Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации с указанием размера выделяемых средств и направления их расходования готовит Министерство финансов Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно - финансовые расчеты, а также в случае необходимости заключения заинтересованных министерств и ведомств. 14

Органы, в распоряжение которых выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, в месячный срок после проведения соответствующих мероприятий представляют в Министерство финансов Российской Федерации подробный отчет о целевом использовании таких средств.

4.Резервный фонд субъектов РФ.

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) – резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. 15

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.

Согласно БК РФ ст.81.1:

1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта Российской Федерации.

В случае создания Резервного фонда субъекта Российской Федерации порядок формирования и использования средств указанного Фонда устанавливается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).

2. Резервный фонд субъекта Российской Федерации представляет собой часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенную для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае недостаточности доходов бюджета субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения расходных обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены и проанализированы следующие резервный фонды:

    резервный фонд РФ;

    резервный фонд Президента РФ;

    резервный фонд Правительства РФ;

    резервный фонд субъекта РФ.

Так резервный фонд РФ формируется за счет:

    нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    доходов от управления средствами Резервного фонда.

Резервный фонд Президента РФ представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов и имеет большую социальную направленность чем другие.

В настоящее время мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно - в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс.

Сейчас самым приоритетным, самое эффективным направлением использования средств резервных фондов - это финансирование науки, образования и здравоохранения. Тем самым мы создадим условия для развития страны не как сырьевого придатка всего мира, но как высокоразвитой страны с развитой перерабатывающей, наукоемкой промышленностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2010)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000.-N 31.- ст. 3823.

    Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. №267 « О приостановлении действия актов Правительства Российский Федерации по вопросам формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного Фонда и Фонда национального благостояния ».

    Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2008. - 543 с.

    Бабич А.М., Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2007. - 301 с.

    Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Ашмарина Е.М. Финансы учебник для вузов. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 214 с.

    Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: «ЮНИТИ», – 2007. –250 с.

    Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)/под ред. Е. Ю. Грачевой. - М. : Проспект, 2009.

    Леонов В.В. Актуальные вопросы совершенствования бюджетной системы Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ- 2010. - № 13.

    Никитин А. Резерв как средство от развала // Финансовый контроль - 2008. - № 4.

    Фетисов В.Д.Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 178 с.

    Чиркин В.Е.Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2007. - 202 с.

Приложение 1.

История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации . 16

Дата

в млрд. рублей

в млрд. долларов США

В 2018 году Резервный фонд России прекратит свое существование, что зафиксировано в соответствующем законе. Данные изменения позволят более эффективно использовать накопленные резервы в объединенном фонде, подчеркивают чиновники. Во время кризиса средства Резервного фонда выступали основным источником покрытия дефицита бюджета, что привело к существенному сокращению финансовых запасов.

Запасы Резервного фонда (РФ) позволили сгладить экономические потрясения во время кризиса. На фоне резкого сокращения бюджетных поступлений, власти столкнулись с ростом дефицита бюджета. Накопленные резервы позволили профинансировать государственные затраты, что привело к значительным потерям для РФ.

Резервный фонд был сформирован в 2008 году из средств Стабилизационного фонда. Основное предназначение фонда – обеспечить макроэкономическую стабильность в периоды экономических спадов. При этом власти использовали дополнительные нефтегазовые доходы для формирования резервов, что было зафиксировано в существующем бюджетном правиле.

В начале февраля 2015 года запасы РФ достигли рекордного значения – более 5,8 трлн руб. Однако экономический кризис «съел» большую часть финансовых резервов правительства. В результате средства РФ в 2017 году сократились до 1 трлн руб. Эксперты считали, что в скором будущем Резервный фонда России полностью исчерпается. Однако стабилизация нефтяных котировок позволила снизить нагрузку на РФ. Кроме того, власти решили переформатировать принципы формирования резервов, что отразится на дальнейшей судьбе Резервного фонда.

Бюджетные новации

Представители Госдумы приняли новый закон, который вносит существенные изменения в действующие бюджетные правила. Законодатели определили правила, которые будут ограничивать объемы госрасходов. Кроме того, депутаты поддержали инициативу правительства об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В рамках принятых нововведений, бюджетные расходы будут привязаны к базовому уровню цен на энергоресурсы и прогнозу курса рубля. Суммарные расходы государственной казны не могут превышать базовых поступлений нефтегазовых доходов. При этом чиновники установили уровень цен на нефть, который станет ориентиром для расчета расходов – 40 долл./барр. Ежегодно данный показатель будет индексироваться на 2%, что соответствует ожидаемым трендам нефтяного рынка.

Изменение бюджетного правила позволит сохранить финансовые резервы России, подчеркивают чиновники. Данное нововведение обеспечит стабильные пополнения существующих запасов, поскольку средняя стоимость «черного золота» в следующем году ожидается на уровне 50-60 долл./барр. Кроме того, российская экономика снизит зависимость от колебаний цен на рынке нефти.

В следующем году будет действовать переходное правило, которое допускает превышения бюджетных расходов над базовыми нефтегазовыми доходами на 1% ВВП. Данная норма обеспечит плавный переход на использование новых принципов расчета возможных затрат федерального бюджета.

В 2018 году произойдет объединение ФНБ и РФ, что позволит повысить эффективность формирования и использования резервов (до 1 февраля средства Резервного фонда будут переведены в ФНБ). В результате финансовые резервы будут сконцентрированы в одном фонде, основным предназначением которого останутся следующие цели:

  • сбалансирование существующей пенсионной системы;
  • покрытие дефицита бюджета;
  • софинасирование пенсионных накоплений.

Финансирование дефицита бюджета будет исходить из остатков средств в объединенном фонде на конец года. Уровень запасов, который позволит обеспечить стабильное развитие отечественной экономики – 5% ВВП. Если средства фонда превышают данный уровень, то резервы будут в полной мере компенсировать недополученные нефтегазовые доходы. В противном случае расходы фонда не могут превышать 1% ВВП. Министерство финансов будет ежемесячно публиковать отчет, который поможет определить, сколько денег остается в объединенном Резервном фонде.

Эксперты положительно характеризую предложенные изменения. Однако для устранения всех рисков для российской экономики нужны более глобальные реформы.

На пути к стабильному росту

Изменение бюджетного правила позволит снизить уровень цикличности российской экономики, считают эксперты. Утвержденные нововведения позволят балансировать государственные расходы в периоды высоких цен на энергоресурсы и накапливать необходимые резервы. Базовый уровень цен на нефть в пределах 40 долл./барр. плюс индексация позволит наполнить фонд дополнительными средствами.

Однако аналитики не исключают более глубокой просадки нефтяного рынка в следующем году. Если участники ОПЕК возобновят рост нефтедобычи, то котировки могут опуститься ниже 40 долл./барр. В результате власти будут вынуждены девальвировать рубль, что позволит стабилизировать бюджетные поступления.

Чтобы снизить зависимость отечественной экономики от конъюнктурных колебаний, необходимо создать новые факторы роста, считают эксперты. Основой экономики должна стать обрабатывающая промышленность, которая позволит выпускать наукоемкую продукцию. В таком случае федеральный бюджет не будет зависеть от колебаний цен на сырьевых рынках.

Кроме того, проблемой остается несбалансированность доходов и расходов государственной казны. Чрезмерные затраты на социальную сферу создают основу для будущего дефицита. Властям необходимо реформировать систему пенсионного обеспечения, что станет фундаментом макроэкономической стабильности.

В 2017 году запасы Резервного фонда снизились до 1 трлн руб. Правительство активно использовало финансовые резервы в период экономического кризиса, что позволило стабилизировать развитие экономики. В следующем году чиновники намерены изменить бюджетное правило, что отразится на формировании резервов.

Власти планируют объединить ФНБ и РФ, что позволит консолидировать финансовые ресурсы. Резервы будут формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов (при ценах, которые будут превышать уровень 40 долл./барр. плюс индексация).

Эксперты считают, что для макроэкономической стабильности нужны дополнительные реформы.

Смотрите видео о том, когда закончится резервный фонд:

Резервный фонд Правительства Российской Федерации обра-зуется на основании Бюджетного Кодекса Российской Федерации в объемах, устанавливаемых федеральными законами о федераль-ном бюджете на соответствующий год, а федеральный резерв материальных ресурсов создается решением Правительства Российской Федерации.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов местного самоуправления. В федеральном бюджете размер резервных фондов, как уже указывалось, не может превышать 3 % утвержденных расходов федерального бюджета. Размеры резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации и в местных бюджетах устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления при утверждении бюдже-тов на очередной финансовый год.
Средства Резервного фонда Правительства Российской Федера-ции, как, впрочем, и резервных фондов нижестоящих уровней, расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных и аварийно-восста-новительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Под резервным фондом бюджета понимается совокупность бюд-жетных средств, предназначенных для покрытия потребностей го-сударства и местного самоуправления, носящих случайный, но вероятный характер. Случайность таких потребностей выражается в том, что при составлении, рассмотрении и утверждении соответ-ствующего бюджета невозможно предвидеть, возникнут они или нет, а их вероятность состоит в том, что всегда допускается возможность их наступления.
Распорядителями резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, являются, как правило, феде- ральные органы исполнительной власти, в частности, распорядителем той части Резервного фонда Правительства Российской Фе-дерации, которая предназначается для финансирования работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является МЧС России. В абсолютном выражении объем этой части Резервного фонда Правительства Российской Федерации в последние годы составляет 2,8 млрд. руб.
Средства из Резервного фонда Правительства Российской Феде-рации выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального, национального и транснационального уровней в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций, а также для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, энергетики, промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций;
закупка, выпуск из государственного материального резерва, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для пер-воочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;

оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам;
оказание гуманитарной помощи.
За счет этих же средств осуществляется погашение государст-венных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, а также разрешается выплата компенсаций за утраченное жилье при невозможности использования государственных жилищных сертификатов.
Учитывая возможность возникновения экстренных потребностей в использовании предусмотренных финансовых ресурсов резервного фонда Правительства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации упомянутым ранее постановлением «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвы- чайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» обязало Министерство финансов Российской Федерации обеспечить под-держание на лицевом счете МЧС России оперативного резерва финансовых средств в размере не менее 0,2 % установленного в федеральном бюджете объема резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвы-
«_> О О О /-" «_> 1 г
чайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. По состоянию на 2003 год это составляло не менее 560 тыс. рублей.
В целях повышения оперативности проведения неотложных ме-роприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России использует оперативный резерв финансовых средств, поступающий на лицевой счет Министерства, открытый в органах федерального казначейства.
Средства оперативного резерва в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации направляются на осуществление следующих мероприятий:
проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
закупку, выпуск из государственного материального резерва, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока (но не более месяца);
возмещение расходов, связанных с привлечением в установленном порядке сил и средств МЧС России для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и оценки причиненного ущерба.
Использование средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации и оперативного резерва на другие цели не допускается.
Возможность и необходимость выделения средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации субъектам Российской Федерации тщательно рассматривается и изучается МЧС России, Минфином России и Минэкономразвития России, которым соответствующие федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют документы, обосновывающие объем за-прашиваемых средств. В них в обязательном порядке должны быть отражены данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средствах организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов ма-териальных и финансовых ресурсов.
Обращения, в которых отсутствуют указанные сведения, возвращаются без рассмотрения.
Полный перечень и содержание обосновывающих документов определяются специальной совместно утвержденной МЧС России, Минфином России и Минэкономразвития России инструкцией. Рассмотрение вопроса этими министерствами о выделении средств из резервного фонда осуществляется в 3-месячный срок.
Основанием для выделения средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общий размер ас-сигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении средств для финансирования аварийно-восстано-вительных работ на пострадавших объектах в решении Правительства Российской Федерации указывается пообъектовое распределение этих средств.
Средства из резервного фонда выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций региональ-ного, межрегионального, национального и транснационального уровней, а также для других целей. Как правило, реальная обстановка, отражающая последствия чрезвычайных ситуаций, оказы-вается значительно сложнее, чем предусматриваемая прогнозами. Это вынуждает Правительство Российской Федерации изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В 2002 году их объемы составили 5 600 млн. рублей, из которых около 5 млрд. руб. было вы-делено отдельным ведомствам и субъектам Российской Федера-ции. Свыше 400 млн. руб. потрачено на оказание гуманитарной помощи пострадавшему населению 10 зарубежных стран.
Серьезно занимаются субъекты Российской Федерации созданием финансовых резервов для финансирования мероприятий по организации жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Такие резервы в объеме почти в 6 млрд. руб. созданы к концу 2002 года в 87 субъектах Российской Федерации. Всего же на ликвидацию чрезвычайных ситуаций субъектами Российской Федерации израсходовано в 2002 году около 1,2 млрд. руб.
Правительство Российской Федерации контролирует вопросы целевого использования средств из Резервного фонда Правитель- ства Российской Федерации через Минфин России, которое совместно с МЧС России организует учет и осуществляет контроль за целевым расходованием указанных средств. Отчеты о расходо-вании этих средств федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции в установленном порядке представляют Министерству финан-сов Российской Федерации. Кроме того, в Минфин России пред-ставляется сводная квартальная и годовая отчетность по данному вопросу, что предотвращает возможные злоупотребления в использовании целевых денежных ресурсов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама