THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

обобщение практики применения районными (городскими) судами Ростовской области ст.48 Налогового кодекса РФ по делам, вытекающим из налоговых правоотношений .

В соответствии с планом работы Ростовского областного суда на первое полугодие 2013 проведено обобщение практики применения судами области ст.48 Налогового кодекса РФ по делам, вытекающим из налоговых правоотношений.

Настоящее обобщение проведено в связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также в целях обеспечения правильного применения законодательства и единства судебной практики разрешения дел, вытекающих из налоговых правоотношений.

Ростовским областным судом истребованы гражданские дела по искам налоговых органов о взыскании налогов, рассмотренные районными (городскими) судами в 2012 году.

Районными (городскими) судами Ростовской области на обобщение представлено 305 гражданских дел (по статистическим данным судами окончено в 2012 году 411 дел).

Наибольшее количество дел представлено Таганрогским городским судом-69, Советским районным судом г. Ростова н\Д - 36, Ворошиловским районным судом-33, Железнодорожным районным судом - 18, Ленинским районным судом - 16, Батайским городским судом -15, Первомайским районным судом-14.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено Налоговым Кодексом РФ.


По общему правилу обязанность исчислить налог возлагается на налогоплательщика (п. 1 ст. 52 НК РФ).

В законе может быть предусмотрено, что исчислить сумму налога обязан налоговый орган (п. 2 ст. 52 НК РФ), который в этой ситуации обязан направить налогоплательщику уведомление. Налоговая обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогоплательщиком налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, что является началом процедуры принудительного взыскания.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем , производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.

ПОРЯДОК И СРОКИ НАПРАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ

Согласно п. 2 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки направляется в течение 10 дней с момента вступления этого решения в силу (п. 2 ст. 70 НК РФ).

На практике возникает вопрос, является срок направления требования об уплате налога пресекательным, то есть, является ли недействительным требование, выставленное с нарушением этого срока.

ПРИМЕР: Ленинский районный суд г. Ростова н\Д (судья) 20 февраля 2012 постановил решение, которым отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по земельному налогу .

Разрешая дело, суд установил, что при наличии сроков уплаты земельного налога за 2010 год – 15.09.2010 года и 15.11.2010 года налоговый орган направил ответчику требование об уплате налога 24.02.2011 года, предложив уплатить задолженность по налогу в течение 21 дня, то есть до 17.03.2011 года. Учитывая, что требование направлено за пределами трехмесячного срока, установленного п.1 ст.70 НК РФ, суд пришел к выводу, что пресекательный шестимесячный срок, установленный п.3 ст. 48 НК РФ для принудительного взыскания задолженности по налогам и пене истек на момент предъявления иска в суд.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года" указано, что п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Следовательно, после 03.01.2011 ст. 48 НК РФ установлен не только шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически заявления о вынесении судебного приказа на взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица), но и шестимесячный срок на подачу соответствующего искового заявления , который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного п.2, п.3 ст. 48 НК РФ следует, что процедура взыскания предусматривает разрешение вопроса о соблюдении срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

В соответствии с ч.6 ст. 152, ч.4 ст. 198 ГПК РФ вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа спора; установление судом факта пропуска данного срока без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного п. 2, п.3 ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.

Анализ представленных на обобщение дел свидетельствует о наличии определенных сложностей по порядку исчисления срока обращения в суд после отмены судебного приказа, либо отказа в выдаче судебного приказа.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова н\Д от 01.01.2001 удовлетворены требования по Октябрьскому району г. Ростова - на- Дону к П. Разрешая заявленные требования суд неправильно исчислил срок обращения в суд с заявлением о взыскании налогов, не проверив обстоятельства, связанные со сроком обращения налогового органа с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа.

Срок исполнения требования по состоянию на 20.06.2011, направленного налоговым органом для оплаты налога установлен до 28.07.2011.

Согласно оттиска печати почтового органа на конверте, представленном в материалы гражданского дела по заявлению о выдаче судебного приказа, налоговый орган обратился к мировому судье 21.02.2012.

Указанное обстоятельство свидетельствует о пропуске налоговым органом 6-месячного срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, исчисляемого с 28.07.2011 (окончание срока исполнения требования об уплате налога) по 30.01.2012г. (последний день предъявления заявления в суд с учетом выходных).

Отменяя решение, судебная коллегия по гражданским делам не нашла оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока подачи заявления в суд.

Обобщение показало, что судьями, как правило, проверяются сроки обращения в суд, предусмотренные ст. 48 НК РФ.

Однако по некоторым делам судьи не уделяют должного внимания проверке сроков обращения в суд с заявлением налоговых органов и не ставят на обсуждение данный вопрос при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству.

Судам следует иметь в виду, что каждая из задач подготовки дела к судебному разбирательству, перечисленных в статье 148 ГПК РФ, является обязательным элементом данной стадии процесса. Невыполнение любой из задач может привести к необоснованному затягиванию судебного разбирательства и к судебной ошибке.

Из представленных на изучение гражданских дел по 46 делам исковое заявление о взыскании налога, пени подано в суд с нарушением срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ, из которых:

По 23 делам налоговым органом не было заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи искового заявления в суд.

По 6 делам вынесено решение об удовлетворении исковых требований

По 8 делам вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований (из них по 5 делам в виду пропуска установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока).

По 8 делам производство прекращено.

По 1 делу вынесено определение об оставлении искового заявления без рассмотрения.

Имелись случаи, когда суды не разрешали заявленные налоговым органом ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, что является недопустимым.

Из 46 гражданских дел, по которым пропущен срок обращения в суд-

По 23 гражданским делам налоговым органом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления в суд (по 20 делам при подаче искового заявления в суд, по 3 делам в ходе судебного разбирательства дела в суде).

По 3 делам вынесено решение об удовлетворении исковых требований, ходатайство о восстановлении пропущенного срока было удовлетворено.

По 5 делам вынесено решение об удовлетворении исковых требований, без разрешения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

По 12 делам вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований (в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока было отказано в виду неуважительности причины пропуска срока по 10 делам; по 2 делам суд по заявлению представителя ответчика применил последствия истечения срока исковой давности).

По 3 делам производство прекращено.

В качестве обстоятельств, указывающих на уважительные причины пропуска срока, налоговые органы ссылались на оставление ранее заявления без рассмотрения, большую загруженность сотрудников в период реорганизации путем слияния налогового органа, смену руководствующего состава и решение вопроса о подписании иска уполномоченным лицом, позднее поступление материалов камеральной проверки, направление представителя налогового органа в командировку, подготовкой большого количества заявлений на вынесение судебных приказов, разногласие в учетных данных инспекции и миграционной службы в части адреса места жительства должника, позднего поступления сведений об имуществе, находящегося в собственности налогоплательщика, несвоевременность возврата реестров отправки требований почтовым отделением, по причине загруженности работников отдела правового регулирования задолженности.

Изучение практики показало, что в большинстве случаев суды не соглашались с инспекциями о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд с заявлением и отказывали в удовлетворении заявленных требований о взыскании недоимки по налогам, пени.

Суды правильно указывали, что нахождение представителя налогового органа в командировке или отпуске, большая загруженность сотрудников налогового органа не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока обращения в суд с заявление о взыскании налогов.

Следует иметь в виду, что срок может быть восстановлен, если обстоятельства, объективно исключали возможность своевременного обращения в суд и не зависели от воли руководителей и (или) сотрудников инспекции.

Исходя из требований ГПК РФ, суд обязательно должен изложить в решении мотивы, по которым пришел к выводу о наличии либо отсутствии оснований для восстановления срока обращения в суд.

По результатам данного обобщения следует внимание судей на указанные в обобщении правовые аспекты и рекомендовать более тщательно подходить к решению правовых вопросов по применению ст. 48 НК РФ, возникающих как на стадии принятия искового заявления, так и при рассмотрении дела по существу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение судебной практики применения районными (городскими) судами области показано, что судами в целом правильно и единообразно применяются нормы ст. 48 НК РФ.

Вместе с тем при разрешении дел данной категории судами в ряде случаев допускаются нарушения законодательства.

В целях недопущения подобных фактов судам, в частности, необходимо:

проводить надлежащим образом подготовку дел данной категории к судебному разбирательству, в рамках которой ставить на обсуждение вопрос соблюдения срока обращения в суд с иском о взыскании налогов, предлагать истцу предоставить доказательства соблюдения срока обращения в суд;

не допускать применения норм ГК РФ и ГПК РФ при разрешении вопроса соблюдения срока обращения в суд с иском о взыскании налога, пеней, штрафа;

рассматривать дела по налоговым спорам, с учетом всех юридически значимых обстоятельств и только при наличии уведомления об уплате налога, требования об уплате налога, доказательств направления их налогоплательщику, расчета недоимки по налогу и пеней, оснований для начисления налога и пеней.

Обсудить результаты обобщения на оперативном совещании судей коллегии по административным делам Ростовского областного суда.

Направить указанное обобщение в районные (городские) суды Ростовской области для использования в практической работе .

Судья Ростовского областного суда

СТ 48 НК РФ .

1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

4. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

5. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются.

7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.

Комментарий к Ст. 48 Налогового кодекса

1. Особенный порядок взыскания налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика - физического лица установлен ст. 48 НК РФ. Данный порядок устанавливает принудительный способ взыскания недоимки с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Такое взыскание обращается на имущество должника. В отличие от взыскания имущества организации или индивидуального предпринимателя взыскание с физического лица не может происходить во внесудебном порядке.

Аналогичное положение содержится в ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", который устанавливает, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке. Исключение из данного правила, согласно части 3 ст. 154 указанного Закона, составляет удержание денежного залога в случае неуплаты таможенных платежей.

Устанавливая судебный порядок обращения взыскания на имущество недоимщика - физического лица, законодатель последовательно реализует принцип неприкосновенности собственности, закрепленный в ст. 35 Конституции РФ, п. 3 которой предполагает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как на основании решения суда.

Взыскание недоимки, а также пени и штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может происходить на основании решения налогового или таможенного органа. Вынесению такого решения предшествует направление в адрес должника (плательщика сборов) требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, ст. 152 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которое представляет собой извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Налоговый или таможенный орган в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств физического лица.

Заявление в суд о взыскании за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Указанная сумма периодически корректируется в связи с ростом потребительских цен и показателями инфляции.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, заявление о взыскании подается налоговым или таможенным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Здесь же установлены некоторые особенности течения срока исковой давности в отношении взыскания недоимки, пеней и штрафов. В частности, введено правило суммирования всех требований к физическому лицу за три года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если за трехлетний период сумма требований превысила 3000 рублей, налоговый или таможенный орган получает право обращения в суд о взыскании совокупной суммы по всем выставленным требованиям в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, не превысила 3000 рублей, налоговый орган или таможенный орган также вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании, но шестимесячный срок исковой давности начинает считаться со дня истечения трехлетнего срока. Данное право налогового органа является исключением из общего порядка, установленного в пункте 1 ст. 48 НК РФ, согласно которому обращение налогового или таможенного органа в суд о взыскании с физического лица недоимки, пеней и штрафов допускается только в случае, если задолженность превысила 3000 руб.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. О восстановлении пропущенного налоговым или таможенным органом срока взыскания недоимки неоднократно давалось разъяснение со стороны высших судебных инстанций.

Например, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указывалось, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Таким образом, судебная практика сложилась так, что суды отказывают в удовлетворении заявлений налоговых органов о восстановлении сроков исковой давности о взыскании недоимки, пени и штрафов с физических лиц. Такой подход связан с поиском баланса между публичным интересом и защитой прав налогоплательщиков и выступает как дополнительная гарантия при осуществлении взыскания с физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это компенсирует упрощенный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства.

3. Заявления налоговых и таможенных органов о взыскании недоимки, пени и штрафов уполномочены рассматривать суды общей юрисдикции, к которым, в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", относятся федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, то есть мировые судьи.

Порядок рассмотрения заявлений налоговых и таможенных органов о взыскании недоимки, пени и штрафа судами общей юрисдикции регулируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Как правило, указанные заявления рассматриваются в упрощенном порядке приказного производства, которое завершается вынесением судебного приказа, что вытекает из ст. 122 ГПК РФ, согласно которой судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Судебный приказ, согласно ст. 121 ГПК РФ, представляет собой судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, и одновременно является исполнительным документом.

Требования к форме и содержанию заявления о выдаче судебного приказа установлены ст. 124 ГПК РФ, а его содержание - ст. 127 ГПК РФ.

ГПК РФ предусматривает также исковое производство, в рамках которого, согласно п. 3 комментируемой статьи, рассматриваются заявления налоговых и таможенных органов в том случае, если судом вынесено определение об отмене судебного приказа, но не позднее шести месяцев со дня вынесения данного определения.

В порядке искового производства требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Кроме того, налоговый орган и таможенный орган могут обратиться в суд только в порядке искового производства в том случае, если физическое лицо не согласно с предъявляемыми требованиями, то есть имеется спор о праве. Иначе говоря, при поступлении в установленный срок в суд заявления налогоплательщика - физического лица о несогласии с предъявленными требованиями суд обязан прекратить приказное производство и перейти к рассмотрению дела в порядке искового производства. На это обращалось внимание, например, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 7 декабря 2011 г.).

4. Согласно пункту 4 комментируемой статьи, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" содержит специальную главу, посвященную обращению взыскания на имущество должника. Обращение взыскания на имущество должника, согласно ст. 69 указанного Закона, включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. В том случае, если перечисленных видов имущества (наиболее ликвидных) недостаточно для исполнения решения суда, взыскание обращается на иное имущество. Данное положение соответствует п. 5 ст. 48 НК, которая разделяет имущество на группы в зависимости от последовательности взыскания.

5. Согласно пункту 5 ст. 48 НК РФ, взыскание недоимки по налогу, сбору, пеням, штрафам за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Одним из принципов исполнительного производства, закрепленным в ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, что соответствуют положению комментируемой статьи о запрете обращения взыскания на имущество, предназначенное для повседневного личного пользования физическим лицом и членами его семьи.

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

По требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям, установленным частью первой настоящей статьи. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.

Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.


Судебная практика по статье 48 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ

    Определение от 15 ноября 2019 г. по делу № А32-4054/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Требования, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм статей 8, 34 и 48 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», необоснованность выводов судов о пропуске трехлетнего срока исковой давности, определив начало его течения с...

    Решение от 26 июля 2019 г. по делу № А83-6540/2019

    Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым)

    Проведения очередного общего собрания участника Общества и выполнения обязанности по проведению аудиторской проверки и предоставления документов назначенному Исаевым А.А. аудитором. Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона № 14-ФЗ для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению...

    Решение от 1 июля 2019 г. по делу № А71-22326/2018

    Арбитражный суд Удмуртской Республики (АС Удмуртской Республики)

    Связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников общества. В силу статьи 48 Закона № 14-ФЗ для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего...

    Решение от 27 июня 2019 г. по делу № А32-18770/2019

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Указаниях федеральных законов или актов уполномоченных на то государственных органов или органов местного самоуправления либо доверенности, составленной в письменной форме. Положения статей 8, 34 и 48 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предполагают активную позицию участника общества, который должен проявлять интерес к деятельности последнего, действовать с должной степенью заботливости и осмотрительности в...

    Постановление от 26 июня 2019 г. по делу № А09-8913/2018

    Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

    Исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статей 65.2, 67 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 8, 36, 48 , 50 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью), статьями 7, 29 Федерального закона от...

    Постановление от 25 июня 2019 г. по делу № А54-2437/2016

    Двадцатый арбитражный апелляционный суд (20 ААС)

    Обл., Рязанский район, д. Рожок, кадастровый (или условный) №: 62-62-09/025/2007-038; здание продовольственного склада, лит. А, назначение: нежилое, 1–этажный, общая площадь 48 , 2 кв. м, инв. № 61:234:002:000166100, адрес объекта: Рязанская обл., Рязанский район, д. Рожок, кадастровый (или условный) №: 62-62-09/025/2007-039; сооружение – водонапорная...

    Постановление от 18 июня 2019 г. по делу № А75-2057/2018

    Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)

    Трех лет до момента обращения участника общества с требованием), за исключением документов, перечисленных в подпунктах 1 - 9 пункта 2 настоящей статьи. В силу положений статьи 48 Закона № 14-ФЗ по требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям, установленным частью первой настоящей статьи. Оценив...

    Решение от 13 июня 2019 г. по делу № А33-8034/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    И компенсаций членам ревизионной комиссии, определение оплаты услуг аудитора – п. 8.2.9 Устава (2015) – полномочия Общего собрания (пп. 10 п. 2 ст. 33, ст. 48 Закона об ООО, абз. 9 п. 2 ст. 65.3 ГК РФ); п. «А» и п. «М» п. 9.1.6 – созыв годового и внеочередного общих собраний; ...

    Постановление от 11 июня 2019 г. по делу № А20-5601/2018

    Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)

    Информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами, а также иной документацией в установленном его учредительными документами порядке. Положения статей 8, 34 и 48 Закона № 14-ФЗ предполагают активную позицию участника общества, который должен проявлять интерес к деятельности последнего, действовать с должной степенью заботливости и осмотрительности в осуществлении своих прав, предусмотренных...

    Решение от 11 июня 2019 г. по делу № А45-1432/2019

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)

    Его представителя по адресу: 630102, Россия, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Большевистская, 43 строение 2 (офис НО «НГКА»). В качестве правового обоснования приведены статьи 8, 48 Федерального закона №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Исковые требования мотивированы оставлением...

Текст Ст. 48 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации

1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.

2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.

Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.

Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама